Вот уже не первый год военные и гражданские специалисты говорят о возможностях и перспективах беспилотников. Появляются целые программы исследований об эффективности дронов, как например, в Европейском союзе. Именно в рамках этой программы соответствующие службы ЕС провели в конце лета и начале осени 2018 года тренировки по поисково-спасательным мероприятиям с участием команд из различных стран-участниц Сообщества. При планировании и проведении этих тренировочных операций организаторы постарались создать условия, максимально приближенные к “боевым”, то есть сымитировали ситуацию с “жертвами” и экстремальными условиями во время ликвидации ЧС.
Сотрудники миссии управляют дронами во время тренинга по проведению поиска людей с воздуха
По правилам, дроны во время тренировочных занятий должны были искать “жертв” ЧС. Результаты тренировок были отражены в соответствующем исследовании, главный вывод которого заключается в том, что дроны превратились в один из самых эффективных инструментов для решения задач по поиску и спасению, а спасательные отряды должны разрабатывать новые стандарты, тактику и протоколы, чтобы в полной мере использовать потенциал дронов. Все это и другие ключевые выводы опубликованы в документе “Drone Efficacy Study”, соавторами которого стали компания DJI, Европейская ассоциация скорой помощи (EENA)*, Black Channel** и другие организации.
В исследовании утверждается, что потенциал дронов в плане спасения людей очевиден, причем во всех странах. Только за сравнительно короткий срок применения беспилотников в операциях удалось спасти как минимум 160 человек (число спасенных указано в международных масштабах). Однако, как говорят авторы документа, сама наука о том, как лучше всего использовать дроны в сфере общественной безопасности, находится в зачаточном состоянии. В отличие от наземных служб спасения, которые за десятилетия смогли отточить свои навыки и методы, какого-либо специального пособия или инструкции для применения дронов в ЧС пока не существует. И упомянутый документ - исследование представляет собой первую попытку приступить к созданию теоретической и практической базы для обучения, в результате которого дроны смогут эффективно и быстро спасать человеческие жизни.
Об обучении
Возвращаясь к примеру обучающего тренинга, проведенного на территории Ирландии и Уэльса, следует отметить, что вместе с поисковиками, участвовавшими в поисках “жертв” чрезвычайной ситуации работали также исследователи. Тридцать команд использовали беспилотные летательные аппараты со стандартными визуальными камерами, а еще 20 команд искали “жертв” на земле с помощью обычного передвижения пешком и традиционных методов. Практика показала, что хотя наземный поиск остается достаточно результативным, тем не менее команды, запускавшие дроны, смогли обнаружить “жертв” на несколько минут быстрее. Недостатком же последних было то, что пока методология и тактика поисковых операций с помощью дронов остаются недостаточно развитыми, не позволяя в полную силу использовать потенциал беспилотников. Исследователи во время тренировок узнали, что хотя дроны действовали эффективно, однако из-за неразвитости стандартов и методов поисковым командам, вооруженным дронами, было нелегко найти “жертву”. Например, в инструкциях, по мнению спасателей, должны быть отражены такие вопросы, как предпочитаемые режимы полетов во время спасения, оптимальная высота полета, комплекс необходимых датчиков для поиска людей, в каких районах эффективнее заниматься поиском на земле, а в каких - с помощью дронов. И хотя ответить на эти вопросы будет непросто, результаты помогут создать специальные пособия и инструкции для спасателей.
Одна из моделей серии DJI Matrice во время работы миссии
Четыре года назад беспилотные технологии были настолько примитивны, что что в ранних исследованиях их просто даже не принимали в расчет. Сегодня многие дроны даже любительского уровня хорошо оснащены, чтобы их можно было смело использовать в операциях по поиску и спасению жертв. Их оборудование становится все лучше и лучше. И дроны становятся конкурентами наземным инструментам поиска и спасения. Специалисты-практики говорят, что новые технологии следует изучать и осваивать, чтобы эффективно их использовать вместе с наземными службами. Тогда поиск и спасение станут намного эффективнее, а результатом будут спасенные люди.
DJI, EENA и Black Channel организовали совместный проект по исследованию применения беспилотных летательных аппаратов в 2016 году и проводили тренинги в Ирландии, а также в Доломитовых горах Италии. Эти тренировочные операции показали, что соответствующим образом оборудованный беспилотник может найти жертв быстрее, чем люди. И кроме этого дроны помогают предпринимать дополнительные полезные шаги для успешного спасения.
* Что такое EENA?
Европейская Ассоциация скорой помощи (The European Emergency Number Association (EENA)) создана в 1999 году. Ее штаб-квартира располагается в Брюсселе. Ассоциация имеет статус негосударственной организации (НГО). Стратегической целью EENA, по ее собственным документам, является повышение эффективности и качества служб спасения на территории всего Европейского союза, где для вызова служб спасения используется номер 112. В качестве негосударственной организации EENA заявляет себя, как независимое и незаинтересованное объединение, которое не стремится представлять чьи-либо интересы (организации, технологии или продукта).
Тактически это проявляется в создании нескольких платформ взаимодействия (конференций, рабочих совещаний, рабочих групп, веб-встреч) для привлечения самых разных организаций и лиц (поставщиков, производителей, интеграторов, исследователей, общеевропейских структур, национальных министерств, регулирующих органов и т. д.). В рамках таких мероприятий обсуждаются правовые, технические и операционные вопросы.
** Что такое Black Channel?
Black Channel - это исследовательская организация из Ирландии, которая специализируется на составлении статистики чрезвычайных ситуаций и использования этих данных в практических целях. Black Channel также проводит полевые исследования для разработки и внедрения оценок общественной безопасности и предоставления аргументов в пользу перехода к новым технологиям.