В действительности, беспилотник от Total представляет собой глубокую модификацию дрона DJI Matrice 100. Его назвали HELPER. Это наименование имеет двойной смысл: “Помощник” и сокращение от Human Environment и Life Emergency Emergency Response / Чрезвычайное реагирование, спасение жизни и окружающей среды.
Как пришла идея беспилотника для чрезвычайных ситуаций
Идея HELPER принадлежит одному из врачей скорой помощи Фабьену Фаржу, который работал вместе с Total в Анголе и придумал, как эффективно использовать Matrice 100 благодаря его модульной конструкции. Именно эта возможность помогла Фаржу эффективно применять дрон в различных ситуациях, адаптируя его конструкцию для специфических условий каждой миссии.
Модифицированный дрон может выполнять разные задачи. Например, установка на HELPER камеры Zenmuse XT с тепловизором вместо DJI Zenmuse X3 поможет использовать собранный таким образом комплекс для поиска людей в море или проанализировать и оценить масштабы утечек и разливов нефти. Помимо камеры Фарж придумал, как оборудовать HELPER приспособлением для сброса самонадувающихся буев во время спасательных миссий. Такие буи оборудованы датчиками отслеживания разливов нефти в реальном времени. Кроме этого, на HELPER установлен радиоприемник, с помощью которого можно связываться с экипажами рыбацких судов и дрейфующими рядом с нефтяными вышками лодками.
Сам Фарж рассказал о результатах практического использования модифицированного Matrice 100 в статье британского журнала для инженеров The Engineer online. По мнению разработчика, “дрон в состоянии нести все необходимое оборудование для задач конкретной миссии, благодаря чему можно изменять комплект оборудования в зависимости от целей такой миссии. Но в любом случае, камера остается крайне полезной для любых типов миссии”.
Используя преимущества модульной конструкции Matrice 100, Фарж добавил к этому еще и возможность расширять функционал HELPER за счет бортового SDK. Например, на практике эта функция позволяет пилоту больше уделять внимание взаимодействию со спасательной командой. Летательный аппарат может без проблем выполнять свои задачи в автономном режиме.
Разработка алгоритмов автономного полета и тестирование
Одной из целей для Фаржа стала интеграция SDK на Matrice 100 с различными аппаратами. И он нашел компанию по настройке дронов Gérald Dumartin. Именно на их решениях базируется функционал платформы HELPER. В результате первых тестов стало ясно, что проект нуждается в дальнейшей проработке, так как специфика задач требовала по-настоящему профессионального дрона. А такового на рынке не было. В частности, пришлось много поработать над алгоритмами, позволяющими беспилотнику летать автономно.
Команда разработчиков проводила тесты в несколько этапов. Например, во время одного из них специалисты проверяли возможности HELPER применительно к поисково-спасательным миссиям. Местом проведения тестов стал приморский городок Бискарросс близ Бордо на юго-западе Франции. Выбор был не случайным, так как здесь есть база местных спасателей. На следующем этапе тестов Фарж и его команда решили полностью проверить все функции модифицированного Matrice 100 на нефтяной платформе близ побережья Анголы.
Здесь дрон направляли для решения самых разных задач, хотя цикл экспериментов на этом не завершился. Один из тестов позволил проверить возможности Matrice 100, оборудованного тепловизионной камерой, оценить масштабы утечки нефти и угрозу для окружающей среды. Разработчики посчитали результаты теста положительными. Кроме того, такой вариант навесного оборудования для дрона поможет не только нефтяникам, но и пожарным. Можно будет производить мониторинг пожароопасных районов, выявлять наиболее опасные участки и ликвидировать крупные пожары.
По мнению Фаржа, у такой разработки большое будущее. Машину можно применять в самых разных ситуациях, снижая тем самым расходы на проведение миссий, повышая безопасность для сотрудников и снижая риск смертельных случаев.