Слышали ли вы когда-нибудь такое понятие, как дрон-журналистика (dronalism)? Возможно, да. Однако большинство людей скорее всего с этим термином не знакомы, хотя и могли видеть некоторые результаты дрон-журналистики. Между тем, это направление существует уже несколько лет. Как минимум, с 2011 года некоторые крупные новостные и видеоагентства - BBC, RT, National Geographic и другие - используют дроны для выгодной и интересной подачи материалов.

Журналисты используют фото- и видеоматериалы, снятые камерой беспилотника, освещая самые разные темы: военные конфликты, природные катастрофы, публичные мероприятия и т.п. Иногда дрон помогает избежать риска для жизни журналиста (при съемках боевых действий или ЧП), иногда обеспечивает такими кадрами, которые обычными средствами снять трудно или вовсе невозможно.

Кадры разрушенного Алеппо, снятые дроном RUPTLY

У дрон-журналистики по сравнению с традиционной журналистикой много преимуществ. Упоминавшееся уже видеоагентство RUPTLY довольно часто использует видео- и фотоматериалы, снятые летающей камерой. Эти кадры потом нередко заимствуют другие новостные агентства и телекомпании. Опыт работы дрон-журналистов RUPTLY показывает, что беспилотники помогают найти новые подходы к построению сюжета. Кроме того, с их помощью новости можно подавать совершенно по-новому и лучше удерживать внимание зрителей, рассказывая понятные, интересные и запоминающиеся истории. К тому же, дроны позволяют действовать более оперативно, ведь такой компактный аппарат легко можно уложить в специальный чемодан и взять с собой в любое место будущей съемки.

Подготовка дрон-журналистов

Сегодня к дрон-журналистике противоречивое отношение. Некоторые считают, что ничего нового беспилотники в работу журналистов не вносят, другие озабочены проблемами безопасности и правами человека при использовании дронов. Однако профессиональные журналисты давно поняли, что БПЛА - это лишь инструмент в руках творческого человека. И от того, насколько правильно его применяют, зависит результат, а также уровень материальных затрат самой компании.

Эти вопросы объясняют, почему в последние годы телекомпании и школы журналистики стали разрабатывать специальные программы подготовки. Их, условно говоря, можно разделить на две группы. Первый вариант - короткие курсы для обучения операторов съемочных групп. Они помогают специалистам освоить новую технику, научиться пилотировать дрон и управлять летающей камерой. Кроме того, на таких курсах операторов также знакомят с законодательными нормами и требованиями к безопасности полетов. Примером такого рода являются курсы видеоагентства RUPTLY, которые за 3-5 дней готовят специалистов по аэросъемке с дрона.

Однако уметь управлять дроном и камерой для журналистов недостаточно, ведь их задача - не простая демонстрация преимуществ новой техники, а генерирование интересного и полезного контента. Вот почему некоторые школы журналистики с недавних пор разрабатывают и реализуют экспериментальные программы для будущих специалистов в этой новой области деятельности. Удешевление и усовершенствование дронов способствует лишь расширению возможностей для студентов и преподавателей.

Первые программы подобного рода появились в США в университетах Небраски и Миссури. В Миссури для обучения и практики студентов активно используют продукцию DJI, в частности дрон Inspire 1 и некоторые модели серии Phantom. Такие программы состоят из нескольких частей. Студенты обучаются пилотированию, управлению камерами дронов, технике аэросъемки. Они получают знания в области безопасности и законодательного регулирования беспилотников, а также учатся творчески использовать полученную визуальную информацию. В результате обучения студенты должны уметь создавать полноценные сюжеты, иллюстрируемые с помощью фото- и видеоматериалов и несущие несомненную информационную и познавательную ценность.

Практика, преимущества и сложности дрон-журналистики

Многие знают, что в ряде случаев журналистам ради создания новостных сюжетов приходилось, да и сейчас приходится, использовать специальные вертолеты и большое количество дорогостоящего съемочного оборудования. Это не только неудобно, но и в определенных ситуациях просто небезопасно. Поэтому современные дроны, оснащенные высококачественными камерами, становятся подспорьем целой команде операторов. Они не менее эффективно помогают создавать сюжеты и освещать различные новостные события.

Митинг на Болотной - один из первых опытов отечественной дрон-журналистики

Помимо уже упоминавшихся выше новостных агентств и телекомпаний беспилотниками стали пользоваться для своих целей такие крупные газеты, как New York Times и Washington Post. Все они успели оценить возможности беспилотников, которые позволяют снимать там, где это ранее было невозможно, беречь жизни журналистов и существенно экономить на расходах.

У дрон-журналистики есть не только преимущества, но и некоторые проблемы, вызванные ужесточением законодательства в области беспилотных технологий. Неслучайно будущих операторов-журналистов знакомят со всеми аспектами этики и законодательного регулирования в области БПЛА. Журналистам чаще разрешают использовать дроны для создания срочных, чрезвычайных новостных сюжетов или использовать кадры, снятые сторонними операторами. Попытки дрон-журналистов добиваться свободы информации далеко не всегда имеют успех. Иногда это оправданно, иногда - нет.

Но наличие проблем не отменяет того факта, что новые технологии в области аэросъемки с помощью БПЛА постепенно трансформируют профессию журналиста, расширяя границы творческие и технические.

Узнать больше о дроне DJI Inspire 1

Узнать больше о дроне DJI Inspire 1

Узнать больше о дроне DJI Phantom 4 Pro

Узнать больше о дроне DJI Phantom 4 Pro