Количество гражданских коммерческих беспилотников в мире в последние годы растет поразительными темпами. В конце 2017 года только официально зарегистрированных дронов насчитывалось более полумиллиона. Разумеется, беспилотные технологии интенсивно развиваются далеко не во всех странах мира. Однако даже при такой тенденции уже возник острый вопрос о том, как обеспечить безопасность в условиях быстрого роста бизнеса беспилотников и вторжения их в нашу повседневную жизнь.
Проблемы безопасности и перспективы развития беспилотных технологий
О том, что этот вопрос актуален как никогда, говорит постоянно увеличивающийся список сфер применения и новых профессий для дронов. Спасательные операции, скорая помощь, пожаротушение, геологоразведка, археология, сфера услуг, транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, коммуникации, энергетика, - вот далеко неполный перечень областей, в которых используются беспилотники DJI и других производителей.
Однако, если посмотреть на детали более пристально, то окажется, что беспилотники сегодня используются в большей степени в тестовом режиме, и их работа на постоянной основе пока еще под вопросом. Проблема кроется в безопасности, а точнее, в безопасной интеграции беспилотных технологий в уже существующие системы, инфраструктуру и общество.
В рамках этой большой проблемы ключевым элементом является обеспечение безопасности в воздушном пространстве. А для этого необходимо создавать не только правила поведения, но и соответствующую инфраструктуру, а также инструменты для отслеживания и наказания за незаконные акции, например, за незаконные полеты вблизи режимных объектов и зон. Создание соответствующих механизмов и инфраструктуры позволит успешнее внедрять беспилотные технологии, а также повысит их общественную и коммерческую значимость и отдачу.
Технология AeroScope от DJI
Компания DJI давно занимается разработкой различных технологий в области безопасности пилотирования. В конце 2017 года она анонсировала технологию DJI AeroScope, которая представляет собой метод идентификации летающих беспилотных аппаратов. Идентификатор эффективно работает на расстоянии до 5 км и позволяет вовремя узнать о возможном нарушении правил полетов. С помощью AeroScope соответствующие организации, обладающие таким правом, могут контролировать воздушное пространство и отслеживать в нем летающие дроны, точно устанавливая их местонахождение.
В основе технологии AeroScope и ее преимуществ лежит использование уже существующей линии связи между беспилотником и пультом дистанционного управления. Благодаря этому происходит сбор информации об аппарате, включая его местоположение, дистанцию до оператора, полетный маршрут, серийный номер и другие телеметрические данные. Если система обнаружит ненормальное поведение летающей платформы, то это даст правоохранительным и контролирующим органам возможность использовать полученную информацию для соответствующих действий.
Кроме этого, у системы AeroScope есть еще одно преимущество. Если развернуть технологию уже сегодня, то она сможет без всяких доработок и модернизации, а также без подключения дополнительного аппаратного обеспечения, работать с современными потребительскими дронами DJI. Если же сравнивать AeroScope с другими уже существующими онлайн-методами идентификации, то следует отметить использование системой от DJI технологии передачи данных, которой уже оснащены все летающие платформы. Владельцам или пилотам аппаратов не нужно беспокоиться о дополнительных тратах и других обременительных вещах, чтобы соответствовать уже работающим правилам и нормам. А это значит, что не нужно устанавливать новое оборудование, нести дополнительные расходы, не требуется и постоянная база данных для бизнес-операций компаний. Это гарантирует сохранность баз данных.
Наличие интегрированной технологии AeroScope для государственных регулирующих органов и органов безопасности означает возможность дистанционного отслеживания и идентификации беспилотников. Система создает дополнительный уровень безопасности, а также возможность создавать более эффективный и полный набор механизмов реагирования.
Впрочем, есть один нюанс. Поскольку сегодня существует проблема конфиденциальности (что в полной мере коснулось и беспилотных технологий), то новая технология учитывает этот вопрос и позволяет не записывать в автоматическом режиме все в базу данных. Как уже говорилось выше, AeroScope определяет беспилотник по обмену данными между самим летательным аппаратом и его пультом, а не в Интернете. Поэтому для защиты конфиденциальности операторов программа не будет автоматически передавать какую-либо личную информацию до тех пор, пока этого не потребуется согласно законодательным нормам. Программное обеспечение DJI будет обновляться, чтобы пользователи могли выбирать "контент" при передаче идентификации дронов, не нарушая уже действующего местного законодательства.
Перспективы
А что насчет дронов, которые выпущены не DJI и уже присутствуют на рынке? Другие производители дронов могут тем же способом легко настроить свои существующие и будущие дроны для передачи идентифицирующей информации.
Многим уже давно очевидно, что дроны обладают невероятным потенциалом. Они могут улучшить работу бизнеса, помогать с продвижением научных исследований, учить молодые умы тонкостям науки и техники и выполнять массу других полезных функций. Если отрасль в состоянии должным образом решить проблемы безопасности и конфиденциальности, тогда общество сможет извлечь выгоду из коммерческого и общественного потенциала беспилотных технологий.
DJI уже развернул систему AeroScope для тестирования по всему миру в аэропортах, тюрьмах, стадионах и других областях, требующих дополнительных мер безопасности. Взаимодействуя ключевыми партнерами, DJI может постоянно совершенствовать систему, чтобы AeroScope действительно представлял собой комплексное решение, которое учитывает безопасность пилотов, требования регулирующих органов, авиационных и охранных организаций, принося ощущение комфорта и дружелюбия среди владельцев беспилотных летательных аппаратов, гражданских лиц и общества в целом.