С Днем защитника Отечества! Работаем для вас ежедневно с 9:00 до 22:00 как в будни.

Правила ввоза и пилотирования коптеров в различных странах

Наши граждане все больше путешествуют по миру, фотографируют, снимают на видео памятники архитектуры, виды городов и национальные парки. Однако обычные камеры сегодня уже мало кого устраивают, многим хочется чего-то более интересного и даже экстремального. Появление квадрокоптеров позволило перевернуть многие традиционные представления о фотографии и видеосъемках.

Однако это не единственное обстоятельство, побуждающее наших граждан брать с собой в дорогу беспилотники. Причиной для такого шага могут быть и более серьезные основания: соревнования и традиционные тусовки авиамоделистов и обычных поклонников беспилотных летательных аппаратов. В каждом из перечисленных случаев перед владельцами коптеров встает главный вопрос: можно ли ввозить свою модель в ту или иную страну, а если да, то с какими ограничениями придется столкнуться.

Многие модели БПЛА стали намного доступнее для обычных пользователей, а их оснащение улучшилось и стало включать фото- и видеокамеры, систему автопилота и многое другое. Управлять такими машинами теперь намного проще, чем раньше. Поэтому во многих странах власти вынуждены были приступить к разработке законодательства, призванного регулировать покупку, регистрацию и использование беспилотников. К этому шагу власти подталкивают различные причины: рост терроризма, неадекватное поведение некоторых владельцев коптеров, участившиеся случаи вторжения в личную жизнь и т.п.

Далеко не всегда отечественные владельцы беспилотников осведомлены о действующих в различных странах законах, о чем свидетельствуют многочисленные форумы и сообщества фанатов беспилотной авиации. Иногда незнание законов может вызвать большие проблемы. Чтобы этого не произошло, попытаемся остановиться на основных ограничениях, действующих в ряде государств, куда чаще всего приезжают граждане России. По сути многие правила можно свести к следующему разумному принципу: не снимать военных, полицейских, здания государственной власти, аэропорты и вокзалы. В общем, ничего не снимать, чтобы избежать неприятностей (шутка). 

Страны СНГ

Сведения о законодательных ограничениях в государствах - республиках бывшего СССР (кроме Прибалтики, где в основном действуют нормы, сходные с европейскими) найти не так просто. Кроме того, в ряде стран вопрос об эксплуатации беспилотников остается открытым.

Белоруссия

В "Синеокой" вопросом регистрации и регулирования эксплуатации дронов Совет министров озаботился относительно недавно, и с 28 августа 2016 вступают в силу "Правила использования авиамоделей". Именно этот документ регулирует все вопросы, которые могут возникнуть у владельцев коптеров.

Белорусское законодательство в некоторых вопросах оказалось жестче российского, зато его положения достаточно просты и понятны. Дроны не нужно регистрировать, однако на моделях, чей вес превышает 500 грамм, следует делать отметки о фамилии, имени и отчестве владельца, а также адресе его фактического проживания (или данные о владельце - юридическом лице).

Правила устанавливают понятие зон, где запрещено пилотирование любых летательных аппаратов без разрешения государственных структур, которые имеют непосредственное отношение к таким зонам. О конкретном перечне таких зон можно будет узнать из документов Министерством обороны и Министерством транспорта и коммуникаций, которые обещают предоставить их до вступления "Правил" в силу, то есть до конца августа.

Кроме ограничений по зонам полетов вводится ограничение по высоте, что характерно, для многих других национальных законов. В Белоруссии вы не сможете поднимать свой дрон на высоту более 100 метров (в других странах этот показатель не сильно отличается). В любом случае, если вы планируете поездку в гости к Батьке, внимательно следите за публикацией соответствующих юридических документов, чтобы не попасть в неприятное положение.

Армения

Здесь запрещено запускать дроны над людьми, а также недалеко от военных баз, аэропортов, электростанций и других стратегических объектов. Кроме того, не разрешается с помощью беспилотников вторгаться в личную жизнь (производить фото- и видеосъемки), а также запускать аппараты ночью или в плохую погоду. В целом, нормы, регулирующие полеты квадрокоптеров в Армении, во многом схожи с европейскими, о которых подробнее будет сказано ниже.

Узбекистан

В этой стране законодательство вообще запрещает ввоз в страну коптеров и их полеты. Одна из причин таких жестких мер - борьба с терроризмом, однако на форумах некоторые пользователи отмечали, что были случаи, когда туристы въезжали со своим летательным аппаратом в страну, а на таможне после проверки технических характеристик беспилотника давали добро на ввоз. Правда это или нет, судить трудно, но тем не менее, следует знать, что по узбекскому законодательству ввозить эти машины нельзя.

Страны Европы

Единого европейского законодательства, в смысле законов Европейского Союза, в отношении беспилотников не существует. Резолюции и рекомендации Европарламента принимать в расчет не стоит. Каждая страна, как член ЕС, так и государства, не входящие в объединение, принимают собственные законы в отношении правил регистрации и полетов коптеров.

Во многих европейских странах нормы и правила использования БПЛА в основном схожи (например, запреты на полеты над скоплением людей или населенными пунктами), но на отдельных случаях следует остановиться подробнее. И еще. На ряде форумов некоторые российские туристы отмечали, что запускали свои коптеры с нарушением закона, к примеру, над населенными пунктами, а их за это не наказали, хотя местные жители делали замечания. Правда это или пустая бравада, не так уж важно. В любом случае, не нужно идти на нарушение закона и рисковать своей репутацией, кошельком и возможным запретом на въезд в Шенген.

Италия

Среди европейских стран одной из самых популярных среди россиян долгое время остается Италия. Если вы планируете поездку со своим дроном на Апеннины, то знайте, что принятое недавно законодательство республики запрещает полеты коптеров над большим скоплением людей, над городами, а также рядом со стратегическими объектами: ж/д вокзалами, аэропортами, электростанциями, военными базами, правительственными зданиями. Таким образом, вы сможете запустить БПЛА только на открытом пространстве, в удалении от города не менее чем на полторы сотни метров, а кроме этого, должны постоянно поддерживать визуальный контакт со своим аппаратом. Нельзя направлять БПЛА к людям и частным владениям ближе чем на 50 м. Запрещается производить съемку в радиусе восьми километров от аэропорта. Коммерческая съемка лишена многих ограничений, однако для нее нужно получить лицензию. Схожие правила действуют в соседней Франции, а также в Германии.

Великобритания

В Великобритании после инцидента с коптером, чуть не врезавшимся в пассажирский самолет, все вопросы по лицензированию и разрешению на полеты регулирует Управление гражданской авиации (САА). Кстати, схожая практика сложилась во многих странах мира. Если вы являетесь владельцем дрона, чей вес меньше 20 кг, то никакой регистрации и лицензирования вам не потребуется.

Так же, как и в Италии, запускать и пилотировать дрон вы можете только в пределах прямой видимости. Согласно британскому законодательству, такая зона составляет пространство 500 м по горизонтали и 122 м по вертикали. Также существуют ограничения для БПЛА, оснащенных фото- и видеокамерой. Вы не можете приближать их к человеку, автомобилю, зданию или другому сооружению менее чем на 50 м. Некоммерческие коптеры нельзя пилотировать над большой группой людей, включая различные развлекательные и спортивные мероприятия (машина должна находиться не менее чем в 150 м от такого объекта).

Как и в Италии, пользователи коммерческих дронов должны получить лицензию от Управления гражданской авиацией страны. Кроме того, сейчас британские власти пытаются провести норму о программировании БПЛА, чтобы автоматически ограничивать зону их полетов, например, не позволять им летать вблизи аэропортов. Такая функция уже имеется у некоторых моделей, например, у серии Phantom. Подробнее об нормах и правилах полетов коптеров можно узнать на сайте CAA

Ирландия

Соседка Великобритании - Ирландия - была одной из первых стран, в которых стали действовать национальные нормы в отношении БПЛА. Новый закон вступил в силу в декабре 2015 года. Он требует, чтобы владельцы коптеров весом более одного килограмма зарегистрировали свои аппараты в Управлении авиации Ирландии (IAA). На соответствующей странице сайта IAA можно узнать более детальную информацию о правилах.

Австрия и Чехия

Среди наших туристов большой популярностью пользуются такие страны, как Австрия и Чехия. В последней правила в отношении дронов похожи на соответствующие нормы других европейских стран. Вы не сможете запускать дроны в городах и над местами скопления людей. Также закон вводит ограничения по весу: дроны меньше семи килограмм можно пилотировать только на безопасном расстоянии от зданий и людей, а аппараты весом 7-20 кг можно запускать только на расстоянии не меньше 150 м от людей и зданий.

Более интересная ситуация в Австрии, где действует правило четырех зон, то есть все пространство для пилотирования делится на четыре типа. Если у вас нет лицензии на управление дроном, то вы сможете запускать его только вдали от городов на открытых пространствах. Так что поснимать чудесные виды Вены или Зальцбурга с воздуха просто так не получится.

Греция

В любимой многими нашими согражданами Греции, как известно, есть все. И, разумеется, “это все” надо запечатлеть на фото или видео. Но проблема в том, что о греческих законах о дронах мало что известно. Тем не менее, формально греческое законодательство запрещает запускать дроны в пределах зон аэропортов (до 3 км), диспетчерских (до 3 км), направлений движения самолетов, приближаться к городам и населенным пунктам ближе 2 км, летать вблизи зданий, общественных сооружений и памятников, военных баз и армейских пунктов дислокации, летать не выше 122 м высоты и не приближаться к людям и животным. В общем, все, как в любой стране ЕС. Другое дело, что греческая полиция, да и граждане страны особо не беспокоят туристов, нарушающих закон, если верить отзывам на международных форумах.

Кипр

Еще одна страна, куда любят приезжать на отдых граждане России - Кипр. На южной части острова новый закон о дронах вступил в силу в ноябре 2015 года. В основном, все правила похожи на положения законов других европейских стран. Ответственным за соблюдение этих правил является Управление гражданской авиации Кипра. Все беспилотники делятся кипрскими властями на три категории: до 20 кг, от 20 до 150 кг и свыше 150 кг. Первые две категории беспилотников регулируются местным законодательством. Третья - предмет интереса Европейского агентства по авиабезопасности. Лицензирование и другие бюрократические проблемы коснутся только тех, у кого вес дрона больше 2 кг. Специально для них Управление составило руководство, где четко прописаны правила пилотирования на территории острова Афродиты. Можно также пройти своеобразный тест на предмет того, сможете ли пользоваться беспилотником на Кипре.

Северная Америка

Канада

В США и Канаде степень зарегулированности использования дронов сильно разнится. В “Стране кленового листа” законы самые либеральные. Вопросы администрирования подлежат компетенции Министерства транспорта Канады. Для владельцев действуют достаточно простые и понятные правила. Если вы не занимаетесь бизнесом или не ведете научных исследований, если ваш аппарат легче 25 кг, а также, если вы соблюдаете все правила безопасности и никому не угрожаете, то никакой лицензии вам не нужно. Со всеми правилами, действующими в Канаде, можно познакомиться на сайте Министерства транспорта Канады.

США

В США закон намного суровее по отношению к владельцам дронов, что в общем-то понятно. События 11 сентября помнят многие, а кроме того, в последнее время в США произошло несколько серьезных инцидентов с дронами. Поэтому с декабря 2015 года все владельцы БПЛА обязаны зарегистрировать свои машины. Для тех, кто приобретал дроны до вступления в силу закона, действовала норма зарегистрировать аппарат до 19 февраля 2016 года. Остальным фактически нужно было регистрировать машину немедленно после покупки. Нарушителям грозит вполне приличный штраф в количестве 27 000 долларов.

Всеми вопросами подобного рода на федеральном уровне занимается Федеральное управление авиации. Федеральные законы запрещают дронам подниматься выше 122 метров, летать ближе 5 миль от аэропортов и в некоторых национальных парках. Вес дрона не может превышать 25 кг. Кроме того, нужно помнить о том, что в каждом штате вводятся свои нормы и правила полетов, поэтому в каждом случае нужно смотреть не только требования FAA, но и требования местных властей.

Африка

Марокко

На Черном континенте, где наших туристов становится все больше, пока БПЛА немного. Но в ряде стран уже появилось законодательство, регулирующее вопросы лицензирования и пилотирования. Например, в Марокко, куда все чаще приезжают отдохнуть россияне, нельзя производить съемку с БПЛА, ввезенного из другой страны. Но если вы купили дрон в Марокко, то можно.

Египет и Тунис

Совершенно иная ситуация в Египте. По сути, здесь вы никогда не сможете воспользоваться возможностями своего дрона, так как все вопросы нужно разрешать с Управлением гражданской авиации, а это “гиблое дело”. Напротив, в Тунисе поснимать чудесные виды удастся. Необходимо лишь следовать правилам, которые сходы с европейскими, а еще больше похожи на закон ОАЭ.

ЮАР

Более интересная ситуация с законодательством в ЮАР. Здесь действуют четкие правила, надзор за выполнением которых возложен на Управление гражданской авиации Южной Африки (SACAA). Вам не потребуется лицензия, если вы не занимаетесь бизнесом или коммерческой съемкой, пилотируете аппарат в радиусе 500 м от нахождения оператора и не приближаясь к зданиям или дорогам менее чем 50 м, выполняете все правила безопасности. В ином случае вам потребуется лицензия (RPA) и процедура регистрации в Управлении гражданской авиации Южной Африки.

Лицензия дается на два года лицам не моложе 18 лет, прошедшим медицинское освидетельствование. За три месяца до истечения лицензии вам потребуется пройти переаттестацию. Лицензию выдают после сдачи экзаменов по пилотированию, а также теста на знание английского языка (для тех, кто не является его носителем). А еще вам потребуется вести пилотный журнал, в котором нужно подробно отмечать все рейсы. Детальную информацию обо всем этом можно узнать на сайте Управления гражданской авиации ЮАР.

Азия

Начнем с некоторых арабских стран, хотя далеко не во всех из них появляются граждане России в качестве туристов. В 2015 году во многих арабских странах (мы не берем в расчет Северную Африку) последовала целая серия законов и различных ведомственных правил, регулирующих применение дронов. Надо сразу же сказать, что на особенности законодательство повлияли несколько факторов, из которых, пожалуй, самым важным можно считать террористическую угрозу.

ОАЭ

Среди арабских стран, чрезвычайно популярных у наших путешественников, следует в первую очередь выделить Объединенные Арабские Эмираты. Весной 2015 года здесь стали действовать нормы нового закона о дронах. В целом, они похожи на европейские правила, так как это государство старается привлечь как можно больше туристов и инвесторов из разных стран. Более того, в марте 2016 года в Эмиратах проводился турнир владельцев дронов.

Некоторые газеты писали, что в ОАЭ якобы запрещено использовать коптеры с фото- и видеокамерами и что-то снимать. Ничего подобного в законе ОАЭ нет, возможно, иностранцы сами нарушили предписания Управления гражданской авиации ОАЭ. А они очень просты: не производить полеты в радиусе 5 км от аэропортов и вертолетных площадок, производить полеты только в зоне прямой видимости (без применения биноклей и т.п.) только в дневное время и при хорошей погоде, не приближаться к зданиям и объектам частной собственности, а также к людям. Без какой-либо лицензии и разрешения от Управления гражданской авиации могут летать лишь некоммерческие дроны.

Таиланд

В Таиланде до начала 2016 года не было собственного законодательства в отношении дронов, поэтому запускать дроны с камерами было нельзя. Новый закон, действующий с апреля нынешнего года разрешает пилотировать дроны без лицензии, если их вес не более 2 кг, а машина используется для личных целей. Есть также правила, которые регулируют безопасность полетов. Необходимо всегда видеть дрон и пилотировать его только днем. Высота полета не должна превышать 90 м. Нельзя пилотировать БПЛА рядом с другими дронами, нельзя посягать на частную жизнь, а также нельзя приближаться менее чем на 30 м к людям, транспорту и зданиям.

Сингапур

В Сингапуре существует много жестких правил, однако в отношении БПЛА они относительно либеральны. Разрешение требуется владельцам тех дронов, чей вес больше 7 кг. Неважно, для чего вы используете свой аппарат, все равно нужно получать разрешение на полет и съемки. Для коммерческого использования дрона потребуется получать разрешение в любом случае, какой бы вес аппарата ни был.

Существуют ряд правил и ограничений, если БПЛА будет летать в различных специальных зонах или вблизи стратегических объектов. По всем вопросам лучше обращаться на сайт Управления гражданской авиации Сингапура - CAAS.

Камбоджа

В Камбодже, где в последние годы выросло количество туристов и дронов, которые используются для съемок, с апреля 2015 года были введены ограничения на использование БПЛА из-за ряда несчастных случаев. Теперь, например, в столице страны Пномпене дрон можно запускать только, если заранее получено разрешение мэрии. На открытых пространствах БПЛА можно пилотировать без каких-либо ограничений.

Вьетнам

Вьетнам полностью запретил ввоз квадрокоптеров. По приезду в страну его у вас отберут и будут хранить до вашего выезда из страны. Всеми вопросами пилотирования занимается Министерство обороны республики. Сообщения некоторых пользователей о том, что им якобы повезло ввезти и даже использовать коптер, не соответствуют действительности.

Китай

В Китае существуют ограничения на пилотирование в Шанхае. Некоторые туристы жаловались на попытки отобрать у них коптеры, однако скорее всего это было связано с неправильной перевозкой или с вопросами хранения батарей.

Филлипины, Индонезия и Малайзия

В Филиппинах все вопросы БПЛА регулируются Управлением гражданской авиации страны. Здесь от всех владельцев дронов требуют регистрировать свои аппараты в УАА и иметь сертификат по пилотированию, который выдается только после обучения. Перед запуском коптера необходимо сделать заявку и указать цели полета. Нарушения закона грозит приличными штрафами.

Схожие законы действуют в Индонезии c небольшими деталями. В любом случае о полете вы должны будете уведомить местные власти, причем не позже чем за 7 дней.

В Малайзии также требуется получать разрешения на полеты, но только от Управления гражданской авиации.

Австралия

В стране действуют более либеральные правила, чем в азиатских государствах. В основном нормы напоминают европейские и канадские. Например, если вы используете свой коптер в коммерческих целях, то полет должен регистрироваться. Дроны весом менее 2 кг, использующиеся в личных целях, регистрации не подлежат, но вы, как владелец, должны следовать ряду правил.

Например, нельзя приближаться менее чем на 30 м к транспорту (включая водный), зданиям и чужой частной собственности без соответствующего разрешения. Нельзя пилотировать аппарат над городами и поселками, над скоплениями людей, включая пляжи, чужие участки, парки и т.п. Нельзя приближаться к любому аэродрому на расстояние менее 5,5 км, включая посадочные полосы и вертолетные площадки в районе больниц и полицейских участков. Даже если вы этого не знали, то нарушение закона повлечет наказание. Летать можно только днем и в хорошую погоду в зоне видимости оператора. Высота не должна превышать 123 метра.