С Днем защитника Отечества! Работаем для вас ежедневно с 9:00 до 22:00 как в будни.

О госрегистрации

С 4 июля 2016 года регистрация беспилотников весом менее 30 кг больше не нужна

4 июля 2016 года президентом РФ В. Путиным был окончательно утвержден принятый Государственной думой днем ранее федеральный закон № 291-ФЗ “О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации”. Одним из самых важных изменений в нем является положение, которое освободило от обязательной сертификации и регистрации БПЛА, чей вес легче 30 кг.

Нынешняя версия значительно смягчила положения закона от 30 декабря прошлого года, в которых говорилось об обязанности владельцев дронов пройти процедуру сертификации и зарегистрировать все беспилотники, вес которых превышает 250 г. Получалось, что даже покупателям детских радиоуправляемых самолетов и вертолетов нужно было обращаться в государственные органы, включая ФСБ, чтобы получить законное право эксплуатировать свои аппараты. Это вызвало протесты авиамоделистов, представителей компаний-производителей и продавцов дронов, что в итоге и привело к существенному пересмотру положений закона.

Международный опыт регулирования

Принятие в России закона об обязательной процедуре регистрации и сертификации БПЛА не является чем-то уникальным, а следует международному тренду в этой области. По мере того, как технологии производства беспилотников позволили изготавливать небольшие по размерам, а также различные по назначению и функциональным возможностям аппараты, все больше обычных людей захотели получить БПЛА в собственное распоряжение.

Количество беспилотников в частном владении в большинстве стран мира растет из года в год, в связи с чем возникают различные конфликты и сложные вопросы. Помимо этого, существует фактор террористической опасности, который не могут игнорировать власти. В 2014 году произошел инцидент в лондонском аэропорту Хитроу, где во время взлета пассажирского лайнера едва не произошло столкновение с неизвестным беспилотником. В США также отмечали несколько похожих случаев, которые списали на неадекватность владельцев БПЛА.  

В результате, несколько лет назад во многих странах начался процесс принятия законов, регулирующих вопросы покупки и владения БПЛА. Рассмотрим несколько примеров.

Европа

В странах ЕС дроны имеются на руках многих частных владельцев. Различные модели таких аппаратов используются для нужд государства и частных компаний. В последние 2-3 года принимаются законы на национальном уровне, хотя на “общесоюзном” никакого, хотя бы рамочного соглашения, не принято, кроме постановления Европейского парламента, которое касалось двух вопросов:

  • ограничения на применение дронов для фото- и видеосъемки (неприкосновенность частной жизни), а также,

  • вопросов идентификации операторов БПЛА.

Схожие по ограничениям законы на национальном уровне  сегодня уже действуют в таких странах, как: Ирландия, Италия, Австрия, Чехия, Великобритания. В ряде вопросов оно иногда жестче, чем российское. Например, в Ирландии владельцы всех БПЛА, вес которых превышает 1 кг, должны зарегистрировать свои аппараты в Управлении авиации Ирландии (Irish Aviation Authority - IAA). Итальянский закон запрещает запускать беспилотники в местах большого скопления людей, включая городские агломерации. БПЛА нельзя направлять к аэропортам и частным владениям. Схожие ограничения есть в других европейских странах.

США и Канада

В Канаде более либеральные законодательные положения. В частности, частные лица могут не регистрировать свои БПЛА, если приобретают их просто для развлечения. А вот для более серьезных целей дрон придется зарегистрировать, а если он тяжелее 25 кг, то для управления оператору нужно получать лицензию. Есть также возрастные ограничения: если вам меньше 16-18 лет, то управлять БПЛА вы сможете только под руководством более старшего товарища или преподавателя. Получить полное разрешение на управление можно только по достижении 18 лет.

Самое жесткое законодательство принято в США. Вероятно, наученные горьким опытом 11 сентября, а также уже имевшимися многочисленными происшествиями из-за неадекватов с джойстиком, власти Соединенных Штатов предписали регистрировать вообще все дроны. Процедура, правда, очень простая и дешевая (на сайте FAA (Federal Aviation Administration), стоимость всего $5), зато штраф за отказ или уклонение от регистрации составит $27000. О масштабах владения БПЛА в США говорит количество зарегистрированных в первые месяцы аппаратов: 300 000 единиц. Помимо ряда ограничений на федеральном уровне законодательство разрешает вводить собственные ограничения на уровне штатов.

История принятия закона о БПЛА в России

Как видим, российское законодательство о БПЛА формировалось в русле международных тенденций, другое дело, что современный вариант закона был принят в результате многочисленных споров и протестов. Количество дронов в России за последние годы существенно выросло, хотя точной статистики нет. БПЛА есть в распоряжении государственных и частных структур, а также физических лиц.

Причины появления правительственного законопроекта

Положения Воздушного кодекса РФ 1997 года, не учитывали новой реальности, поэтому возникла острая необходимость уточнения его отдельных положений. Кроме того, государство решило создать общую базу данных по всем имеющимся в стране БПЛА. Подготовка нового законопроекта была возложена на Министерство транспорта РФ, которое завершило работу над поправками в Воздушный кодекс к марту 2015 г. Кстати, в проекте закона все БПЛА были названы “экспериментальной авиацией”.

Какие цели преследовал новый законопроект? С точки зрения органов государственной власти, Воздушный кодекс в новых условиях явно устарел, особенно “в части подготовки, аттестации и допуска к деятельности специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации”, так как ранее нормы регулировали только проблемы военной и гражданской авиации. Поэтому разработчиками закона предлагалось внести следующие нововведения в Воздушный кодекс:

  • в новой статье закона сделать обязательной аттестацию авиационного персонала экспериментальной авиации (то есть, БПЛА);

  • ввести обязательную сертификацию для операторов БПЛА, выдавая им свидетельства по результатам обязательной аттестации;

  • разработать специальные программы подготовки операторов БПЛА.

Любопытно, что в законопроекте Минтранса никаких норм регулирующих параметры БПЛА для обязательной регистрации не было вообще. 19 марта данный законопроект был одобрен Правительством Д.Медведева, а в конце того же месяца поступил для рассмотрения в Государственную Думу.

Обсуждение и принятие закона в версии 2015 года

В ходе обсуждения закона депутатами были предложены поправки, которые определяли такие понятия, как:

  • беспилотный летательный аппарат и беспилотная авиасистема,

  • кто является пилотом и/или участником экипажа БПЛА,

  • кто несет ответственность за спасение терпящего бедствие БПЛА и т.п.

Этих определений в прежней версии Воздушного кодекса не было, хотя беспилотники в СССР и России существовали с 1970-х годов (в Вооруженных силах).

В третьей редакции обновленного кодекса появилось так возмутившее многих положение о том, что “государственной регистрации подлежат […] беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 0,25 килограмма и менее”. Покупка обычных радиоуправляемых моделей, авиамоделирование и авиамодельный спорт тоже оказались под угрозой наряду с БПЛА других типов. Существовали и другие совершенно абсурдные положения: например, согласование маршрута следования БПЛА.

Депутатами было предложено внести на учет все “беспилотные воздушные суда, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации”. Когда же возник вопрос о том, кто будет вести учет таких аппаратов, то было решено поручить эту процедуру ФСБ.

Планировавшийся порядок регистрации БПЛА

Процедура регистрации, по мысли законодателей, должна была носить стандартный характер. Заявитель должен внести ряд следующих параметров:

  • Указать страну происхождения БПЛА;

  • Указать тип (название, данное изготовителем);

  • Вписать серийный номер;

  • Указать год производства;

  • Обязательно указать военное или гражданское назначение аппарата;

  • Дать информацию о фирме или физическом лице, изготовившем летательный аппарат;

  • Указать максимальную взлетную массу;

  • Дать информацию о типе, количестве и мощности двигателей;

  • Принести документ, который подтверждал бы легальную покупку летательного аппарата (обязательно для зарубежных моделей);

  • Принести документ, подтверждающий изготовление БПЛА (если он был сделан в кустарных условиях);

  • Указать свои данные в качестве: физического или юридического лица (ФИО, паспортные данные, адрес местонахождения, номер телефона, основной номер госрегистрации и ИНН (при наличии).

Ответственная за учет структура должна была после этого внести аппарат в единый реестр о беспилотных воздушных судах и предоставить владельцу БПЛА документ о постановке на учет. После регистрации регистрационный номер также наносился на борт БПЛА в качестве опознавательного знака.

Теперь представим, что если бы закон действовал сегодня именно в таком формате, то каковы были бы шаги человека, решившего подарить своему сыну радиоуправляемую модель самолета или вертолета. Он вынужден был бы подать в соответствующее подразделение службы безопасности стандартную заявку с указанием всех параметров детской игрушки, а далее ждал бы разрешения властей на ее использование со всеми полагающимися последствиями. А сколько вообще было бы заявлений от владельцев различных БПЛА?

Понятно, почему закон, подписанный 30 декабря 2015 года Президентом, вызвал возмущение и протесты.

Изменения в законе от 21 июня 2016 года

Прежний закон оказался недоработанным и содержал не только чересчур жесткие ограничения, но и оставил без регулирования ряд важных вопросов, например, порядок регистрации и учета БПЛА, а также санкции в отношении нарушителей. Предполагалось, что остальные вопросы будут урегулированы дополнительными положениями Правительства РФ. Вопрос об общественных слушаниях предложений правительства также повис в воздухе, так как никаких четких рекомендаций и регламента регистрации аппаратов не было.

В итоге, не проработанный детально закон “повис” в воздухе, а Думе пришлось принимать обновленные положения поправок к Воздушному кодексу. Принятый в начале июля 2016 года закон отменил поправки в Воздушный кодекс, закрепленные в декабре прошлого года. Теперь не нужно проходить государственную регистрацию и сертифицировать БПЛА весом до 30 кг. Кроме того, владельцам таких аппаратов не нужен сертификат летной годности и свидетельство авиационного персонала гражданской авиации.