Какие правила регулируют полеты беспилотников в России в 2019 году?

В Российской Федерации нормативной основой для пилотов воздушных аппаратов любого типа, включая беспилотники, являются “Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации”, утвержденные Правительством девять лет назад - в марте 2010 года. Они составлены на основе “Воздушного кодекса РФ” в редакции 1997 года и чикагской “Конвенции о международной гражданской авиации” 1944 года. Таким образом, основные правила пилотирования регулируются в соответствии с международными и национальными нормами воздухоплавания.

В Российской Федерации управление дронами должно соответствовать Федеральным правилам использования воздушного пространства

“Федеральными правилами” регулируются взаимоотношения пилотов и владельцев дронов с национальными ведомствами, в компетенции которых находится разрешение или запрет на использование воздушного пространства РФ для организации полетов. Речь идет о центре Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД), куда необходимо подавать заявки и получать разрешения на полеты. ЕС ОрВД имеет зональные и региональные центры, созданные в соответствии с географией страны. Именно туда владельцы беспилотников по электронной почте или по телефону должны подавать планы полетов.

Пилотам и просто владельцам дронов также следует учитывать, что федеральное законодательство разрешает местным органам власти (администрациям городов федерального значения и обычных населенных пунктов) разрешать или запрещать полеты и посадку в границах таких муниципальных образований (“Федеральные правила”, п. 49). В связи с этим как раз следует упомянуть о двух режимах - временном или местном - в рамках которых могут проходить разрешенные полеты беспилотников. Оба режима так или иначе связаны с определенными, часто кратковременными ограничениями в использовании воздушного пространства (“Федеральные правила”, п.52).

Согласно “Федеральным правилам”:

Нормы и правила пилотирования в условиях таких режимов прописаны в Приказе Министерства транспорта РФ (27.06.2011). За введение таких режимов отвечают региональные, зональные и центральный орган ЕС ОрВД. Как правило, подобные ограничения вводятся в условиях чрезвычайных ситуаций и проведения в соответствующих зонах военных учений, включая полеты военной авиации, работу ПВО и артиллерийские стрельбы. Часто также подобные режимы вводятся, когда в воздушном пространстве работают беспилотные летательные аппараты Министерства обороны, МВД или других силовых ведомств.

В качестве примера подобного рода, хорошо иллюстрирующего работу “Федеральных правил” в условиях ограничений местного характера, можно привести выдержку из пояснения представителя ГУ МЧС России по г. Москве Вячеслава Алёшина на пресс-конференции от 5 марта 2019 года:

“В рамках планомерной работы: для проведения мониторинга пожароопасной обстановки, других заранее запланированных мероприятий – за трое суток до мероприятия подаем представление об установлении кратковременного ограничения воздушного пространства. Для квадрокоптеров, как правило, задается радиус 1-2 км, и на три часа для нас закрывают воздушное пространство. Все, кто легитимно подает запросы на использование воздушного пространства, будут знать, что на этой территории введены ограничения, диспетчеры будут уводить авиацию на другой маршрут”

Иногда, конечно же, возникают экстренные ситуации, требующие быстрого и нередко неожиданного введения запретов и ограничений на воздушное пространство, однако в таких случаях процедура уже опробована и прошла практическую проверку. В результате, всегда удается предотвратить возможные столкновения с беспилотниками других типов воздушных судов.

Но существуют также и серьезные обстоятельства, из-за которых федеральные и местные органы власти полностью запрещают полеты дронов над конкретными районами. Такая практика существует во всем мире: власти вводят запреты для пилотов, если те хотят направить дрон в район расположения важных государственных зданий и сооружений, различных критически важных промышленных объектов и т.п. Здесь всем коптероводам следует руководствоваться требованиями, изложенными в п. 29 “Федеральных правил” и Приказе Министерства транспорта РФ от 17.12.2018 (Приказ № 451).

Во всем мире существуют запреты для полетов в районах расположения важных государственных зданий и сооружений

Как раз одним из обоснований для столь жестких ограничений могут стать уже упоминавшиеся ранее действия военных: стрельбы на полигонах, работы с боеприпасами, взрывные работы. Серьезным поводом к ограничению или даже запрету полетов может стать также научная деятельность, если она, например, связана с атмосферными исследованиями (“Федеральные правила”, п. 34, а также Приказ № 452 Минтранса РФ от 17.12.2018). В таких случаях пилоты смогут управлять воздушным судном только при условии, что это разрешено заинтересованным лицом, для которого и была создана ограничительная зона (“Федеральные правила”, п.40).

Дроны нередко сегодня используются для дистанционного зондирования, проведения воздушной съемки и т.п. Например, подобные работы все чаще требуются археологам или проектировщикам. Так вот, если ваш случай именно такого характера, то следует знать о правилах, установленных Минтрансом в октябре 2017 года, согласно которым упомянутые виды работ рассматриваются, как подвид авиационных работ, что требует наличия сертификата о соответствии.

Подводя промежуточные итоги, можно сказать, что в современных условиях желание отдельных лиц или организаций использовать дроны для различных целей обусловливается необходимостью получить разрешение на полеты. Без такого разрешения задачи полетных миссий выполнить не удастся без неприятностей и юридических последствий.

Последнее замечание не является пустой угрозой. Это лишь констатация факта, поскольку попытки организовать полеты коптеров без соответствующего разрешения федеральных и местных ведомств предпринимаются и даже растут по мере распространения новых технологий. За два года (с 2016 по 2018) количество таких происшествий выросло с 40 до 110. И это только зарегистрированные случаи. Однако проблема заключается не столько в том, что не было получено разрешение на полеты (хотя никто не отменял важность следовать закону), сколько в том, что нарушители в таких случаях создают потенциальные риски для обычных людей путем создания препятствий или помех в районе проведения аварийно-спасательных, антитеррористических или иных важных для безопасности людей операций.

Отвечая на подобные вызовы, государство (причем, такая практика носит международный характер) совершенствует и изменяет законодательство. В частности, этими соображениями было обусловлено появление законопроекта  № 636681-7 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, обсуждающегося ныне в российском парламенте. Предполагаемые поправками нормы разрешат силовым ведомствам РФ (ФСБ, ФСО, МВД, а также Росгвардии) вводить запрет или ограничивать на время полеты дронов над зонами, где упомянутые ведомства должны выполнять свои обязанности в рамках различных реальных или учебных операций в сфере общественной и национальной безопасности.

Почему возникла необходимость в появлении законопроекта? Дело в том, что соответствующие “ведомственные” законы - ФЗ № 40 для ФСБ, ФЗ № 57 для ФСО, ФЗ № 3 (2011 года) для полиции и ФЗ № 226 для Росгвардии - содержат нормы, разрешающие упомянутым силовым ведомствам вводить ограничения или запреты на передвижения транспорта и физических лиц в отдельных районах, на отдельных участках транспортных магистралей, а также вводить запрет на доступ к отдельным объектам. Поправки законопроекта № 636681-7, в свою очередь, разрешат принимать аналогичные меры в отношении движения воздушных судов, включая беспилотники.

Если говорить о конкретных мерах, которые могут применяться ФСБ, ФСО, полицией и Росгвардией, то речь может идти о подавлении сигналов управления и даже сбитии дронов, их уничтожении или конфискации. Кстати, о подобной практике хорошо известно на примере других стран. Принятие данного законопроекта и одобрение поправок Президентом позволит предотвратить возможные судебные иски в силовым ведомствам в случае сбития или конфискации аппарата из-за нарушения законодательства.

Но это не единственная причина внедрения поправок. Другой причиной считают недостатки законодательства в области наказания нарушителей воздушного пространства (то есть, прежде всего владельцами и пилотами дронов). Сейчас при “легких” последствиях им грозит лишь административное наказание согласно части 2, статьи 11.4 Кодекса об административных правонарушениях. Уголовное же преследование возможно лишь в том случае, если из-за действий нарушителя пострадали или погибли люди (статья 271.1 УК РФ). Но из-за сложности выявления ответственных за происшествие лиц (регистрировать дроны нужно не все (только тяжелее 30 кг), а процедура и ответственные за это до сих точно не определены) ограничительные меры пока малоэффективны. Также пока не отработаны в полной мере до сих пор меры по страхованию ответственности владельцев дронов. Здесь также существуют пробелы в законодательстве, а практического опыта слишком мало.


Подробнее с вопросами государственной регистрации беспилотных летательных аппаратов можно ознакомиться в нашей статье "О госрегистрации".

Какими правилами следует руководствоваться в случае полетов над Москвой, читайте в нашей статье "Правила пилотирования в Москве".

1 комментарий

Иван

Но почему не ведется речи о том, чтобы разграничить дроны не только по весу, но и по дальности полётов, к примеру. Да и не только дронов. Ведь в законе нет четкого определения БПЛА - так, БПЛА считается и воздушный змей, и детский самолёт на радио управлении. Я проживаю в г. Перми и пытался получить разрешения на полёты, но так и не смог этого сделать, как и многие другие, а всё потому что над городом проходит взлётно-посадочный коридор. Но мой квадрокоптер (Phantom 3) при всём желании не сможет помешать безопасности воздушных судов.

Магазин 4vision.ru - Алексей

Добрый день! Надеемся, что со временем закон доработают. Законы и поправки к ним выходят очень быстро, следите за актуальной информацией на нашем сайте. Благодарим за обращение в нашу компанию!

Написать комментарий